X
Մենք սոց. ցանցերում

Bloomberg (США): жесткий мужик Путин решил быть с соседями помягче

Отношения России с Украиной и Грузией — бывшими советскими республиками — находятся на самом низком уровне со времени распада СССР. Причиной этому, по убеждению автора, послужило вмешательство Москвы, в том числе и военное, во внутренние дела Киева и Тбилиси. В последнее время Кремль поменял тактику и стал активнее использовать «мягкую» силу. Поможет ли это в восстановлении связей между странами?

Марк Чемпион (Marc Champion), Хелена Бедуэлл (Helena Bedwell), Генри Мейер (Henry Meyer)

На прошлой неделе российский парламент призвал президента наказать антикремлевские протесты в Грузии, и все были готовы к тому, что Владимир Путин ударит по крошечной Грузии новыми экономическими санкциями. Но тот отказался, заявив, что «уважает грузин».

От столь нехарактерной реакции многие задумались, уж не решил ли Кремль пересмотреть свой традиционно жесткий подход к соседям, перейдя к инструментам «мягкой» силы. Недавно Путин вслед за Европейским союзом даже поддержал прозападное коалиционное правительство в Молдавии и согласился хотя бы рассмотреть вопрос о возвращении на Украину задержанных моряков.

Перемены давно назрели, считает президент Грузии Саломе Зурабишвили. Политика войны, территориальной оккупации и карательных санкций «лишь подталкивает Грузию дальше на Запад», — заявила Зурабишвили, бывший французский дипломат грузинского происхождения, на конференции о европейском пути Грузии в черноморском городе-курорте Батуми.

Россия уже много лет в ссоре с бывшими советскими сателлитами — в то время как Грузия, Украина и Молдавия стремятся к интеграции с Европой и надеются на членство в ЕС. Грузия и Украина также рассчитывают войти в НАТО, чем приводят Кремль в бешенство. Москва регулярно обвиняет Запад в подрыве безопасности России, считая, что он посягает на ее «задворки». Однако своим неустанным давлением — как экономическим, так и военным — Россия лишь укрепила эти страны в их решимости сойти с орбиты Москвы и усугубила ту враждебность, с которой Кремль тщетно борется.

Тем не менее свирепость протестов, разразившихся в прошлом месяце после того, как российский депутат уселся в кресло спикера в грузинском парламенте, поразила как Москву, так и Тбилиси. Они поспешили обвинить в подстрекательстве бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили — их общего раздражителя, но реальность оказалась еще более тревожной.

«Глубоко укоренившийся гнев»

Зурабишвили считает, что масштабные протесты с участием молодежи разразились стихийно, пусть даже политические партии впоследствии и попытались извлечь из них выгоду. Это была «вспышка сильного, глубоко укоренившегося гнева грузинского народа — нежеланием мириться со статусом-кво».

inosmi.ru

editors

Նմանատիպ Նյութեր

Լրահոս